Главная HR-Блог
Когда яркий результат вводит в заблуждение (Outcome Bias)
NAT
NAT
Когда яркий результат вводит в заблуждение (Outcome Bias)

 

Способность ставить под сомнение поступающую информацию, а особенно свои собственные убеждения, избавляться от стереотипов - важнейшая база для развития человека и надежный ориентир в мире фейков, манипуляций, сложных решений во всех сферах жизни. Критическое мышление – навык №2 из 10 самых важных для людей сейчас и в будущем (World Economic Forum).

 

Когда яркий результат вводит в заблуждение (Outcome Bias)

 

«Предположим, 1 миллион обезьян играют на фондовой бирже. Они продают и покупают ценные бумаги как сумасшедшие и, конечно же, наобум. Через неделю половина обезьян получат прибыль, а остальные – убытки. Тех обезьян, что получили прибыль, оставляем на бирже, а потерявших деньги отправляем домой. К концу второй недели половина обезьян по-прежнему на высоте, а другая половина терпит убытки и отправляется домой. И так далее. После 10 недель останутся 1000 обезьян – те, что удачно инвестировали деньги. После 20 недель останется только одна обезьяна – она всегда безошибочно выбирала правильные акции и теперь она – миллиардер. Давайте назовем ее "успешной" обезьяной.

 

Как на это реагируют СМИ? Набросятся на это животное, стремясь понять ее «принципы успеха». И СМИ что-то выяснят: возможно, обезьяна ест бананы больше, чем остальные. Может, она сидит в особенном углу клетки, или стремительно перемещается между ветками, или долго и задумчиво вычесывается. У обезьяны должен быть какой-то рецепт успеха, правда? Как же еще она могла так неимоверно заработать на бирже? Достичь такого результата всего за 20 недель – а была лишь обычной обезьяной. Невозможно!

 

Эта история иллюстрирует частое заблуждение людей: мы склонны оценивать качество решений и действий, полагаясь на видимый результат больше, чем на путь достижения этого результата, а то и вовсе не принимая путь в расчёт». (перевод из книги The Art of Thinking Clearly, Rolf Dobelli). А последствия таких заблуждений часто серьезные. Например, в случаях с руководителями.

 

 

Пример 1.

Бизнесмен основывает компанию на стремительно растущем рынке: конкуренты еще не набрали силу и «почва» настолько плодородная, что воткнешь в землю палку и она заколосится и даст урожай. Компания быстро растет и богатеет, СМИ, консультанты, подрядчики восхищаются «гениальным» собственником и называют «лучшим ТОП-менеджером», зовут на все конференции и в журналы, чтоб поделиться секретом успешного руководителя. Только предприниматель и менеджер – это разные вещи, да? Позже рынок меняется, конкуренты сильны – вот, где самое время показать «гениальность» руководителя... Но, именно с менеджментом что-то идет не так: стратегии нет, качественного финансового учета нет (денег всегда хватало, зачем смотреть в детали?), бизнес-процессы запутаны, персонал утекает и тд. А собственнику долго окружающие внушали, что он отличный руководитель: «такой бизнес создал!». Он сам в этом уверился и считает, что управляет правильно и продолжает вести бизнес «проверенными» методами, а что проблемы в компании – так это персонал плохой, рынок не такой и т.д. Страдает сам - корона мешает, страдает бизнес, страдают партнеры.

 

Часто такие картинки успеха СМИ, политтехнологи и «продавцы успеха» для нас специально создают. Вспоминается внезапный миллионер Сергей Курченко с одним из его секретов успеха – очень много работать и спать по 4 часа в сутки. И массы верят, учатся у «успешных». Кстати, «успешными» зачастую называют богатых и знаменитых, изучают их образ жизни, привычки, советы - все подано, конечно же, в правильном свете. Только реальный путь к богатству у некоторых (как мы много раз убеждались) лежал через криминал, или "лотерею"/случай, или наследство и т.п.

 

Пример 2.

Результат: ТОП-менеджер попадает в рейтинг лучших. Другие видят это, хвалят, его цена растет, на конференциях просят делиться секретами эффективного управленца.

Путь к результату: ТОП-менеджер занял эту позицию только 3 месяца назад, сделать еще ничего не успел, но компанию представляет именитую и в рейтингах она всегда на почетных местах. Значит, автоматически, и менеджер считается эффективным и рассказывает о многих достижениях компании, даже если к ним не причастен; а то, что уволится вскоре без особых достижений (как и в предыдущих компаниях) – так об этом помнить мало кто будет, на эти темы много не пишут.

 

Вывод:

мы ежедневно читаем, слышим, видим многих действительно эффективных руководителей бизнесов с яркими поучительными историями достижений. Так же ярко нам представляются и другие менеджеры, чьи успехи и пути сомнительны. Важно «не сотворять себе кумира» и при выборе примеров для подражания очень внимательно интересоваться не только красиво поданным результатом, но и способами его достижения. Думаем критично#ThinkCritically

 


Правила проекта "Bookshelf" (книжная полка) здесь >>>

 

Всего комментариев: 0
avatar